">
Издательство «ДИКОЕ ПОЛЕ»
ул. Троицкая (б. Чекистов), 31-а | Запорожье | Украина

Олег Бурбовский. Избранные фотографии


Олег Бурбовский. Избранные фотографии

На первый взгляд кажется, что снимки Бурбовского статичны. Однако на самом деле они полны внутреннего напряжения и динамики. Неспешно, пристально всматриваешься в них — и оболочка обыденности как бы растворяется, обнажая потаенную сущность человека, пейзажа, предмета... А потом словно взрыв — для зрителя наступает мгновение озарения. Понимания. И, самое главное, любви!

Каждая работа мастера — своего рода фотопритча. Очень осмысленная и глубокая. Попробуйте описать ее словами — и почти наверняка получится стихотворение в прозе.

В биографических справках обычно указывают громкие звания Олега Александровича Бурбовского: Заслуженный работник культуры Украины, Заслуженный фотохудожник Украины, Почетный гражданин города Запорожья, фотохудожник Международной федерации фотоискусства (AFIAP), член правления и председатель приемной комиссии Национального союза фотохудожников Украины (не говоря уж о том, что именно он без малого полстолетия уверенно стоит во главе запорожского регионального фотодвижения)... Упоминают, что он — лауреат всеукраинской премии «Визнання—2000», а в родном Запорожье — «Человек года—2002». Еще перечисляют, насколько это возможно, бесчисленные награды мастера и выставки, в которых он участвовал (по самым скромным подсчетам их было около 500). Но, наверное, куда более правы знатоки фотоискусства, которые отзываются о Бурбовском с почтительной лаконичностью: «Классик». И еще уточняют: «Настоящий художник». Да, именно так. Тут даже не нужна добавка «фото». Просто — Художник.

Многие снимки Бурбовского, которые воспринимаются как абсолютно спонтанные, на самом деле — выверенные и продуманные постановки. Это нисколько не умаляет их ценности, а лишь увеличивает ее: мы-то принимаем эти фотографии как абсолютную жизненную правду! Значит, художник уловил в людях что-то очень существенное, важное... — Вначале я снимал просто так, — вспоминает Олег Бурбовский. — Жизнь, учеба шли своим чередом. А фотография находилась как бы «за кадром». Но потом что-то словно бы «щелкнуло». В 1959 году я сделал несколько серьезных композиций. Ради одной из них мы с друзьями-студентами специально пошли на вокзал Запорожье-І. Я залез на площадку вагона, их поставил у ступенек изображать прощающуюся пару. Так родилось «Расставание».

Когда Олег Бурбовский смотрит кино, он очень придирчив к работе операторов. Его собственные снимки тоже напоминают мини-фильмы. Поневоле додумываешь: что было с героями до этого? Что будет после? В мыслях «проматываешь» всю судьбу человека. Наверняка такого «послевкусия» не оставалось бы, если бы Бурбовский делал свои снимки с холодным сердцем. Но в них всегда присутствует искреннее чувство. — А как же иначе? — удивляется Олег Бурбовский. — Ведь к каждому человеку проникаешься какими-то чувствами. Трепещешь, когда перед тобой необычный кадр. Или когда в пейзаже мелькает что-то, останавливающее взгляд. Все это пробуждает в тебе чувства! Ты настраиваешься на кадр. А без чувств толку не будет. Если снимаешь человека без чувств, фотографии получатся мертвыми. Холодными. Нет, душа обязательно должна присутствовать!

По мнению Олега Александровича, именно из того, как художник чувствует, рождаются его почерк и творческое лицо. Вот один из снимков мастера: среди сосновых иголок — снежок в форме сердечка. Есть в нем что-то удивительно чистое и трогательное. Но если бы художник не ощутил эту чистоту, ему и в голову не пришло бы чуть-чуть «подработать» пушистый комок снега пальцем, превращая его в символ любви.

Снимки Олега Бурбовского почти никогда не бывают мрачными или безнадежными. Никогда не остаются только на поверхности. Глядя на них, ощущаешь красоту мудрости, внутренней силы, человечности... Потрясающую красоту жизни, состоящей — из чего же еще? — из череды уходящих в бесконечность таких разных и неповторимых мгновений.

По материалам книги

ISBN - 978-966-2752-30-4